Разработка сайта или выход на маркетплейсы
Доля маркетплейсов на рынке e-commerce постоянно растет. WIldberries, Ozon, Яндекс. Маркет — это удобные сервисы для выбора товара, которыми мы уже пользуемся на постоянной основе.
Например, в России общий объём интернет-торговли в 2022 году достиг 5 трлн. рублей по данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Для многих бизнесов — это шанс занять свое место в нише.
Всё больше предпринимателей хотят уйти на маркетплейсы, инфо бизнесмены выпускают свои курсы о создании и продвижении бренда на Вайлдберриз. В данной статье мы попытались проанализировать, а стоит ли вообще.
Что такое маркетплейс
Это одна большая площадка, на которой собрана продукция множества брендов. Маркетплейс не владеет товарами и не отвечает за их качество, он предоставляет своим партнером места для размещения.
У таких взаимоотношений между платформой и подрядчиками есть свои плюсы и минусы.
Преимущества маркетплейсов для бизнеса
Быстрый старт. Регистрация личного кабинета на площадке не требует много времени, в отличие от создания интернет-магазина.
Аудитория. У того же Вайлдберриз уже есть постоянная клиентская база, которая закупается только на этом ресурсе. Ваш товар потенциально доступен покупателям из всех стран, которые охватывает маркетплейс. То есть, география поставок более широкая.
Затраты на логистику. У маркетплейсов есть свои пункты выдачи в большом количестве городов, это выгодно как партнерам, так и потребителям. У покупателей появляется возможность примерки и возврата товара на месте. А предпринимателям не надо затрачиваться на логистику.
Оплата. Не надо подключать эквайринг, оплата происходит на самой площадке. Дальше деньги поступают на ваш счет в личном кабинете.
Минусы маркетплейсов для бизнеса
Правила площадки. У каждой платформы своя ценовая политика: индивидуальные, сезонные скидки. Система штрафов, комиссия и пр.
Высокая конкуренция. Стратегия многих брендов заключается в закупе товара из Китая и перепродаже его на ВБ и других сервисах. Конкуренция высока, а продукция часто не оригинальна. В таких условиях многие начинают демпинг цен.
Сама площадка может рекомендовать “похожие товары”. Вместе с вашим продуктом посетители будут видеть продукты конкурентов.
Инструменты аналитики. Нет возможности проанализировать поведение пользователя на сайте: какие товары просматривал, что положил в корзину, как принимал решение о покупке. Отсутствие таких метрик не позволяет увеличить выручку или изменить стратегию.
Ограничения в маркетинге. Маркетплейсы не делятся информацией о покупателях: контактные данные, регион, пол и пр. Меньше возможностей для коммуникации с клиентом и повторных продаж, за счёт рассылок в мессенджерах и на почту.
Общение с покупателями. На маркетплейсах нельзя предоставить потребителю полноценную тех поддержку, кроме коротких ответов на вопросы. Из-за отсутствия консультации продажа дорогих продуктов осложняется.
Также нет возможности работать с негативными отзывами от покупателей: заменить товара или вернуть средства.
Альтернатива маркетплейса — разработка собственного сайта.
Минусы интернет-магазинов
Разработка. Разработка сайта может стоить несколько тысяч долларов и занимать 2 месяца работы команды. Даже разрабатывая сайт на бесплатной CMS системе, за техническую поддержку веб-ресурса надо будет платить программисту.
Затраты на рекламу. SEO-продвижение, настройка контекстной рекламы у специалистов будет стоить немало. А это нужно для привлечения трафика и вывода сайта на первые позиции в поисковиках.
Хранение и доставка. Если товаров в каталоге много, нужно арендовать помещение для хранения. Доставка также является ответственностью онлайн-магазина.
Подключение онлайн-оплаты. Чтобы у посетителей была возможность оплачивать товары онлайн, нужно подключить эквайринг. Для этого надо приобрести кассовый аппарат, заключить договор с банком-эквайером и пр.
Плюсы интернет-магазинов
Управление ценами. В интернет-магазине вы сами решаете сколько стоит товар. Сами устанавливаете сроки и размер скидок, ориентируясь на потребности бизнеса и стратегии конкурентов.
Клиентская база. При регистрации в онлайн-шопе покупатель указывает свои контактные данные. Это дает возможность продолжать работать с клиентом: отправлять уведомления о новых поступления, реализовывать системы лояльности и др.
Поддержка. Проще оказывать поддержку покупателям при выборе комплексного и сложного продукта, за счёт консультаций.
Интеграции. Свою платформу можно интегрировать с любым ресурсами: соцсети, система складского учета, сервисы рассылок, crm-системы. Это помогает собирать больше информации, экономить время менеджеров и улучшать общение с покупателями.
Имидж. На сайте вы можете разместить информацию не только о товарах, но и о бренде: познакомить с основателями, своей историей, миссией. Это способ запомнить аудитории не только как магазин.
Вывод
Разработка интернет-магазина стоит недешево, но окупается. Это инвестиция в бизнес и имидж бренда. Выбирать разработку стоит если вы продаёте сложный товар, который требует предварительной консультации; товары ручной работы по индивидуальному заказу; есть хотите отстроиться от конкурентов.Нашем сайте есть много кейсов о разработке интернет-магазинов.